Польские танцы
Консультанты: Юрий Гогол, Казимир Яцык, Тереза Шрамовска, Эльжбета Хаус
Прошло несколько веков с той поры, как польские народные танцы стали известны во многих странах Европы. Популярность пришла к ним сразу. Их по достоинству оценили и любители танцевального искусства и мастера-профессионалы.
Развитию польских танцев в значительной степени способствовали оперно-балетный театр и бальная хореография. Но в сценической обработке шотеров прошлого и тем более в бальной интерпретации народный танец не мог быть представлен во всей своей красоте и многообразии. Особенно много терял он в бальной интерпретации, приобретая салонно-изысканные, а иногда и манерные черты. Подлинную красоту национального танца, многообразие его форм сохранял польский народ, особенно крестьянство. В глубокой древности в крестьянской среде возникли почти все виды народного танца. Значительно позднее сочинителями танцев стали ремесленники, городской люд. Первые танцевальные формы были неразрывно вязаны с обрядами, календарными играми, началом и концом полевых работ, семейными торжествами, являясь неотъемлемой частью их. Этим объясняется массовость польских танцев, широта и размах их композиционного рисунка, издавна польским танцам присущи театральная яркость, декоративность.
В рождественские праздники в каждом доме были обязательны танцы ряженых. Свои танцы имела пасхальная неделя. А в день Ивана Купалы молодежь вола хороводы вокруг костров. Борьба польского народа с угнетателями запечатлена в героических танцах.
Они воспевают мужество и бесстрашие простых людей. Патетична и воинственна пластика этих танцев. Их композиционный рисунок строг, величествен, динамичен.
На многолюдных народных празднествах слагались и канонизировались различные па, движения, позы наиболее распространенных танцев: полонеза, «мазура», краковяка, «обэрэка» и др. Поколение за поколением совершенствовали и передавали друг другу красивый и сложный комплекс их движений. Бережно хранил польский народ чистоту форм и характер исполнения своих танцев, оберегая их от чужеродных влияний.
Польский народный танец преимущественно парно-массовый, исполняется он любым количеством пар, чаще четным. В отдельных областях есть танцы мужские и женские. Велик танцевальный словарь польской народной хореографии. Здесь много различных сложных движений, вращений, поз. В пластике польских танцев сочетаются грациозность и мужественность, тонкая лиричность и бурный темперамент. Но весь этот сложный танцевально-психологический сплав подается сдержанно, строго. Особенно сложна архитектоника дуэта. В нем много различных поворотов и поз, мелких движений; исполнители должны строго следить за красотой рисунка рук, четко и образно заканчивать танцевальные фразы. В дуэте мужчина рыцарски внимателен к своей даме, он старается добиться ее благосклонности, он элегантен, подтянут и мужествен. Это особенно характерно для мазурки.