Особенность польского фольклора в том, что в нем органично переплетаются музыка, танцы и пение. У поляков есть пять народных танцев — краковяк, полонез, мазур (мазурка), оберег и куявяк. Причем в каждом регионе танцуют свои краковяки и мазурки, и для каждого танца есть свой костюм.
Мазурка (от польск. mazurek) — польский народный танец. Название произошло от жителей Мазовии — мазуры, у которых впервые появился этот танец. Музыкальный размер — 3/4 или 3/8, темп быстрый. Частые резкие акценты, смещающиеся на вторую, а иногда и на третью долю такта. В 17 веке мазурка вошла в цикл польских крестьянских танцев. В 19 веке получила распространение как бальный танец в странах Европы.
Мазурка (Мазурка из балета Л. Делиба «Коппелия» - Royal Ballet, 2000)
На самом деле за названием «мазурка» скрываются сразу 3 национальных польских танца. Первый из них — мазур (см. выше). Оберек — разновидность мазура с более прихотливым ритмическим рисунком и характерным акцентом на третьей доле каждого второго такта. Куявяк — лирическая, медленная мазурка, трёхдольность близка к вальсовой; танец-размышление или танец-воспоминание. Мазурке принадлежала огромная роль в процессе утверждения самобытности польской музыкальной культуры. Мазурка в классической музыке более всего связана с именем польского композитора Ф. Шопена, написавшего более 60 мазурок. Для него, истинного сына польского народа, мазурка была подобна странице из личного дневника, в мазурке он высказывался как художник и человек, глубоко любящий свою Родину. Мазурка Шопена всегда камерна, в отличие от его же полонезов — танцев большого масштаба, крупной формы. Композитор использует характерные черты всех видов мазурки, часто сочетая их в одном произведении. Сам Шопен разделял свои мазурки на 3 основных типа: сельские зарисовки-картинки («образки»), городские (блестящие) и лирические мазурки. Всегда характерен острый ритм, акцентировка, пунктирность, прихотливость ритмического рисунка, народные лады (в частности, фригийский и лидийский, а также венгерская гамма и мажоро-минор), субдоминантовая (плагальная) сфера гармонии. Драматургия яркая, конфликтная; в одной мазурке может сочетаться несколько контрастных эпизодов. В русской музыке известны мазурки М. И. Глинки, П. И. Чайковского, А. К. Лядова, А. Н. Скрябина, А. К. Глазунова.
Музыкальный словарь дает такие определения вышеназванным танцам.
КУЯВЯК (kujawiak) — польский народный танец (куявяки — жители Куявии; отсюда и название танца). Темп музыки умеренный; размер 3/4; мелодика плавная, характерны акценты на разных долях такта. После куявяка часто исполняется оберек. В характере куявяка написаны некоторые мазурки Ф. Шопена (напр., Мазурка № 9 до мажор).
ОБЕРЕК (oberek) — польский народный танец. Темп танца быстрый, размер 3/4; на 3-й доле каждого 2-го такта — острый акцент, сопровождающийся притопыванием. Оберек часто исполняется после более медленного — куявяка. В характере оберека написаны некоторые мазурки Ф. Шопена (напр., Мазурка № 4).
Оберек в изумительном исполнении (Zesp Pieni i Taca "lsk"Oberek owicki 1986r.) можно посмотреть, пройдя по ссылке http://www.youtube.com/watch?v=7Jwan6tgtt8
Куявяк и оберек (Resovia Saltans - Kujawiak z Oberkiem)