Греческая одежда. Античность.
Четверг, 24 Мая 2012 г. 11:16
+ в цитатник
(лат. vest is). I. Греческая О. была двух видов: (нижняя одежда, вроде рубашки) и или (верхняя одежда, накидки). К верхней О. принадлежит хитон: дорический из шерсти, короткий, без рукавов; ионический несколько длиннее, льняной. Такой хитон до времен Перикла носили в Афинах. Хитон, который перепоясывали в талии поясом или лентой, имел или два рукава, или два рукавных отверстия, или один рукав, оставлявший свободными правую руку и часть груди. Хитон первого типа носили свободные люди, второго — рабы и рабочие. Рубашку стали носить только в позднейшие времена, поэтому т. н. хитониск — не рубашка, которую носили под хитоном, а скорее короткий хитон, между тем как хитонион женщин, по всей вероятности, был именно рубашкой. Поверх хитона носили эпиблему или периблему, иначе называвшиеся «гиматий» (плащ) — большой четырехугольный кусок материи, в который, следуя хорошему тону, закутывались с головы до пят. Его накидывали на левое плечо, придерживая рукой, затем тянули вправо через правое плечо или под правую руку и, наконец, опять перебрасывали через левое плечо. Гиматий доходил по крайней мере до колен; носить его короче считалось неприличным. В Спарте носили короткий плащ, т. н. трибон, который переняли подражатели спартанских нравов в других государствах (см. Лаконисты).
В древние времена афинские мальчики носили только хитон; сделавшись эфебами, они надевали хламиду — разновидность плаща, который застегивали на правом плече или груди. Ниспадавшие концы назывались птерами () или птеригами (крыльями). Хламиду чаще всего надевали при верховой езде или во время путешествия.
В женской одежде следует также прежде всего обратить внимание на хитон, который был двух фасонов. Дорический представлял собой простую, не слишком длинную шерстяную рубашку, состоящую из двух кусков материи, которые до груди были сшиты, а верхние части, покрывавшие грудь и спину, застегивались на плечах. Ионический хитон был широкой, доходящей до ног льняной складчатой рубашкой с широкими рукавами, большей частью закрытыми и только иногда разрезанными вверху, начиная от плеча. Длинные концы, которые при застегивании дорического хитона ниспадали на спину и грудь, назывались диплойдами (, удвоенные). При ионическом хитоне с рукавами диплойд составляет особую часть одежды, которую надевали поверх хитона. Выпуклость, образующаяся на груди от ионического хитона, который обычно был длиннее тела и поэтому приподнимался и подтягивался с помощью пояса, называется «колпос» (, пазуха). Пояс () следует отличать от митры — повязки, которой под хитоном подвязывали грудь. Верхнее платье женщин (ампехона, ) похоже на гиматий мужчин. Название «пеплос в расхожем употреблении слова означает О. вообще. Под хитоном, если не всегда, то все-таки часто, носили тонкую рубашку (хитонион).
Ткань для мужской О. была шерстяная, особенно с тех пор, как вышли из употребления льняные хитоны. В зимнее время надевали хлайну () — верхнее платье или гиматий из особо плотной материи. Зимой носили хитон из более плотной материи; летом же из более легкой. Феристрия, а также ледарий и хланис из тонкой мягкой шерсти были именно летними платьями.
Кроме шерсти и полотна, женщины употребляли и другие ткани, в том числе биссос (виссон) — белую или желтую материю, изготовленную из растительных волокон и, по всей вероятности, из хлопчатой бумаги. Другим сортом материи были тонкие и прозрачные аморгины () из особенно тонкого льна, растущего в Аморгосе. Шелк (, ) вошел в употребление в Греции гораздо позже. означает, вероятно, сырой шелк — коконы, которые впервые стали разматывать на острове Кос; из нитей ткали т. н. бомбикины (). Известны также косские прозрачные ткани. Меха употребляли весьма редко, но иногда встречаются хитоны из кожи (). Наряду с белыми в широком ходу были пестрые материи, которые вошли в употребление с древних времен, как у мужчин, так в особенности у женщин (. темноцветные материи, , ). Особенно любили вотканные или вышитые узоры, напр. кайму по краям платья, по подолу или вороту, а также шедшую вертикально по обеим сторонам, где куски хитона сшивались, или же спереди. Подобными каймами отделывался также гиматий. Бахрома и кисти назывались «кроссы» и «тисаны» (, ). Иногда встречаются разбросанно вотканные узоры, цветы и т. п., особенно на женском хитоне, а также платья с правильным рисунком, с продольными и поперечными полосками.
Парадной одеждой, крой которой нельзя точно определить, была ксистия (); название это относилось не к фасону платья, а только к материи и украшению. Точно так же эфестрия () была платком или покрывалом, а не особым видом одежды.
Дифтерой () назывался хитон из шкурок или кожи для крестьян, особенно для пастухов; им можно было также накрыть голову. Вместо гиматия крестьяне носили сисиру () — толстое верхнее платье из косматых козьих шкур, наподобие тулупа.
Шляпы и шапки надевали исключительно во время путешествия. Общее название для них — кина () и пилос (). Петас (), который обычно носили с хламидой, был фессалийского или македонского происхождения и имел особой формы поля. Первоначально македонская кавсия () имела горизонтальные, круглые, часто весьма широкие поля. Шапки, особенно головные уборы моряков и ремесленников, как правило, были без козырька, часто с несколько выдающимся краем; изготовлялись они большей частью из войлока.
Обувь носили только вне дома. Греки не считали неприличным дома или даже на улице ходить босиком. Входя в дом, они снимали обувь. В обуви следует различать подошву, башмак и сапог. Простые подошвы, которые подвязывались под ноги, назывались гиподематами (). Сандалии () имели ремень, шедший выше пальцев; ремень этот, постепенно расширяясь, образовал верхнее покрытие. Подошвы были из кожи, часто из нескольких слоев, иногда из пробки, и нередко снабжались разнообразными ремнями. Крепиды () представляли разновидность ботинок, прикрывавших ногу спереди и прикреплявшихся ремнями сзади. Эмбады () у мужчин были башмаками, которые носили простые люди, а также лаконисты. Изящнее были блавты (), ботинки или башмаки, которые прикреплялись ремнями у щиколоток. Эндромидами () назывались сапоги, а карбатинами () — кожаная обувь простолюдинов.
Женщины, кроме сандалий, носили т. н. «персики» (), или котурны (). Это был самый распространенный вид женской обуви. Изящнее были бавкиды (). Рабыни носили тяжелые перибариды (). Обычным материалом для обуви была кожа черного или натурального цвета.
Серия сообщений "Древнияя Греция": Часть 1 - Греческая одежда. Античность.
Часть 2 - Пурпур. Багряницы, история с античности до наших дней.